Георгий Товстоногов

Георгий Товстоногов родился еще в царской России в Тифлисе, ныне Тбилиси. Однако, как утверждает его сестра Натела, на самом деле местом рождения был Петроград, а в Грузию они переехали только в 1919 году.
Отец-инженер, дворянин и высокопоставленный сотрудник Министерства путей сообщения, настойчиво прочил сыну карьеру в инженерном деле. Однако судьба не могла не вмешаться.

Талантливый с самого детства, Георгий рано пошел в школу и организовал при ней театральный кружок. Наверное, сыграла роль и работа дяди в местном ТЮЗе. Мальчику быстро наскучили школьные занятия, потому уже в 15 он окончил школу экстерном и продолжал проводить все свободное время в театре.

По настоянию отца все-таки поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где отец был завкафедрой. Однако продержался там совсем недолго, и уже в 1931 году начал карьеру артиста и ассистента режиссера в Тбилисском русском ТЮЗе. В 1933 году он поступает на режиссёрский факультет ГИТИСа. Чтобы пройти возрастной ценз, приписывает себе два года. Эту ошибку многие впредь будут повторять в жизнеописаниях Товстоногова.

Георгий Товстоногов
Георгий Товстоногов

С четвертого курса Товстоногова отчисляют как «сына врага народа», а отца репрессируют,подозревая в шпионаже в пользу Японии. Через несколько месяцев Сталин произносит свою сакраментальную фразу «Сын за отца не отвечает» и Георгия восстанавливают. По завершении ГИТИСа он 8 лет работает в Тбилисском драматическом театре им.Грибоедова.

Театральный деспот.

БДТ имени Товстоногова

В 1956 году Товстоногову предложили место главного режиссёра Большого Драматического театра (БДТ).
В этот период театр находился в забытьи – спектакли не имели успеха и проходили при пустых залах, пьесы были пусты и шли скорее с целью заполнить место и время. Товстоногов сомневался, но вызов был уж слишком хорош. И вот тут-то началось!

Георгий Товстоногов

С его приходом театр быстро менял облик и содержание. Именно он создал театр, на многие годы завоевавший звание лидирующего среди любимцев публики. 33 года кряду Товстоногов был единовластным правителем, суровым и строгим диктатором. Его не слушались – скорее, ему беспрекословно подчинялись. И вовсе не потому, что методы Георгия Александровича были садистскими – здесь главенствовал его театральный талант и авторитет.
Во время репетиций Товстоногов всегда сидел в двенадцатом ряду партера, где для него всегда заранее была приготовлена бутылка Боржоми и пепельница.

Из воспоминаний звукооператора БДТ:
«Шеф направляется в свой любимый двенадцатый ряд. Там для него приготовлены микрофон, пепельница и бутылка «Боржоми»…»
Невозможно было найти хоть что-то, что было не известно Товстоногову о театре. Энциклопедическая эрудированность, любовь к театру и пытливый ум в сочетании с талантом воплощать свои идеи в блистательные театральные постановки сделали из него великого режиссера и драматурга.

Сергей Юрский в роли Остапа Бендера

Актёр Сергей Юрский придумал название режиму, царившему в театре — «Товстоноговия». Теперь в этом царстве народ толпился, а за билетами на премьеру и вовсе занимали очередь с ночи. В таком режиме театр просуществовал до самой смерти режиссера и сохранил свою славу благодаря воспитанным профессором Товстоноговым поколениям мастеров режиссуры.

В мае 1989 года Товстоногов назначил день премьеры нового спектакля, просмотрел финальную репетицию и уехал домой. На площади Суворова он сделал свою последнюю остановку.

В 1992 году имя Г.А. Товстоногова было дано Большому Драматическому Театру. С того дня театр с гордостью носит его имя и хранит ценности русского психологического театра, привитые великим режиссером.

Отзывы известных учеников мастера.

Кирилл Лавров, народный артист театра и кино

Нам было с ним легко и хорошо. И казалось, что так будет вечно. Мы не обращали на это внимания, считали нормой. Когда его не стало, мы вдруг поняли, что потеряли… И это оказалось самым страшным открытием, пришедшим к нам лишь после его смерти.

Кирилл Лавров, народный артист театра и кино

Режиссер Михаил Резникович:

«Судите сами. Свою первую лекцию он начал с фразы: “У меня есть такое правило: в искусстве падающего подтолкни”. И объяснил, что в театрах множество малоодаренных людей, которые обычно забираются в норы всяких общественных организаций и начинают негативно влиять на творческий процесс. Поэтому Товстоногов, который достаточно на своем веку повидал, плодить бездарностей не хотел. И знаете, полкурса он таки “подтолкнул”: начинали учебу тринадцать человек, а закончили шесть.

Георгий Товстоногов: Один комментарий

  1. Есть некие области деятельности человека, где демократия противопоказана. Таковыми, безусловно являются руководители творческих коллективов. Когда режиссёр (хореограф, дирижёр, худрук) становятся диктаторами (разумеется, при наличии у них таланта, это обязательно), то это идёт только на пользу исполнителям. Хотя чаще всего они плачут и обвиняют тирана в тирании (извините за тавтологию). Свержение тирана, как правило, ведёт к пустым залам и плачу артистов о безвременно ушедшем гении. И так всегда…
    Спасибо за статью.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close