Ян Гус.

Я тут недавно писал о Чешских праздниках и пока писал вдруг задумался а что мы собственно знаем о главном национальном герое Чехии – Яне Гусе.
Понятное дело в голове сразу всплыл школьный курс истории средних веков. Ян Гус – Ученый и проповедник – Сожгли на костре – Национально-освободительное движение Чехии — Гуситские войны. В принципе, если не заморачиваться, то информации более чем достаточно. Но это не дает нам полного ответа на вопрос «-Чем господин Гус свое место в истории завоевал? Что было такого в проповедях этого средневекового Че Гевары, что на столько взбудоражило общественность?».

И тут мы по обычаю вооружаемся ноутбуком, и прихлебывая Боржоми углубляемся в историю Чехии.

Прото ЕС
Представьте себе ситуацию. Европа 15-го века. Тихо догнивает классический феодализм. Недавно на востоке Поляки и Литовцы общими усилиями (а так же призвав в помощь татар, русских и чехов) под Грюнвальдом настучали по голове Тевтонскому ордену. На западе тяжко тлеет Столетняя война и британский лев топчет французскую лилию.
Посередине всего этого разнотравья незыблемо как бегемот на лужайке раскинулась Священная Римская Империя. То есть римская она по названию, по сути своей – германская, так как, признавая верховную власть католической церкви и Папы Римского, управляется курфюрстами и императорами германских династий.

карта

Нет, вы наверное не оценили масштаб этого государства. Объясню нагляднее. Смотрим карту. Видите черные линии от северного до средиземного морей?
Между этими линиями пересекающими всю Европу и раскинулась Священная римская империя, в которую входит и Чешское королевство. На карте оно в левой половине большого фиолетового пятна. При этом, заметьте. На всей территории этого огромного государства главенствует только одна религия – католицизм. Церковь в Священной римской империи занимает рулевую позицию и определяет генеральную линию. Римский Папа утверждает кандидатуры Императоров, объявляет войны и крестовые походы, короче властью обладает мало чем ограниченной.

И вот, в границах сего незыблемого оплота единой веры появляется некто, кто выступает с критикой устройства самой объединяющей основы государства – церкви.

Ян Гус

Опасный критик
Причем, ладно бы Гус просто говорил о недостатках некоторых церковных чинов, призывая их к благочестию. Такими речами и призывами полны средневековые хроники и литература. Нет, Гус призывал к модернизации самого института церкви. И вот тут, действительно запахло большим скандалом, ибо Гус почти в точности повторял идеи 30-и летней давности английского профессора Джона Виклифа, давно признанные Римом опасной ересью. Вот несколько требований выдвинутых Гусом с кафедры Вифлеемской часовни, где он служил настоятелем и проповедником.
• Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности.
• Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
• Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
• Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
• Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
• Каждый христианин должен искать правды, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Но самым опасным для того времени было озвучивание Гусом, идеи Виклифа, о том, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Это уже был откровенный мятеж подрывающий власть Рима и ставящим Папу на одну ступень с обычными людьми. Именно это и послужило основой популярности Гуса в Чехии. Это же послужило основанием для обвинений в его адрес.

Развязка.
К сожалению, история Яна Гуса один из примеров, когда мировой пожар попытались разжечь слишком рано. Слишком радикальной для своего времени была идея. Слишком. Слишком централизованной была власть в Империи, велик был вес церкви и слишком слаба светская власть и «средний класс». Только через сто лет после его трагической смерти Гуса его идеи зазвучали в трудах Лютера, положив начало церковной реформации, по итогам которой религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Проповеди Яна Гуса, как и вызванные ими в последствии Гуситские войны не стали началом реформации в Европе, но послужили сплочению Чешской нации и во многом определили самосознание современного чешского народа.

Постскриптум.
Очень не хочется заканчивать повествование на столь печальной и пафосной ноте, поэтому, чтобы немного разбавить краски приведу несколько интересных фактах Яне Гусе, персонажах его окружавших и нравах того времени.

1. Портрет
Самая распространенная легенда о Яне Гусе, касается его внешности. В эпоху романтизма в 19 веке реформатора часто изображали в стиле Иисуса Христа. При этом сам Ян Гус о себе писал, что он толстый. Если руководствоваться изображениями, сделанными при его жизни, то ясно, что он действительно был полным, лысым и безбородым.

2. Соратники
Так называемые — Гуситские войны начались уже после мученической смерти Яна Гуса. Точно также как главный герой гуситских войск Ян Жижка совсем не был знаком с Яном Гусом. Художники и писатели, затрагивавшие тему гуситских войн, сделали из Яна Гуса и Яна Жижки почти друзей — это, конечно, неправда. Существует возможность, что он когда-то посещал Вифлеемскую капеллу, где слушал проповеди Яна Гуса, но исторически это не подтверждено.

3. Враги
Находясь в заключении, Гус пережил падение своего главного противника Папы Иоанна XXIII, по приказу которого он был арестован и обвинен в ереси.
Тот же Констанцский собор, который вынес обвинение Гусу, заставил и Папу отречься от должности. В результате к концу собора Гус и Иоанн XXIII сидели в одной темнице.
Удивительна сама личность Папы Иоанна XXIII. Неаполитанец Бальтазар Коса всю свою молодость промышлял пиратством на средиземном море грабя как мусульманские, так и христианские корабли.
Примечательно что имя Косса занимает почетное место в пантеоне средиземноморских пиратов наравне с Хаир-эд-Дином и Барбаруссой.
Это всё равно что находиться в списке карибские пиратов сразу за Дрейком и Морганом.

4. Нравы
Цитата из летописи:
— Пражский кановник, первый чин после архиепископа, в кабаке проиграл все свои деньги, и в полночь нагишом вернулся домой. Для того чтобы его в дом пустили, ему пришлось стучать в двери и кричать на всю улицу. Подобное он соверши три раза.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s