Пиросмани

Нико Пиросманишвили, или попросту Пиросмани – один из символов грузинской культуры, наряду с Шота Руставели, мастером слова, он стал достоянием мировой живописи, всю жизнь изображая пейзажи и сюжеты родной земли.

картина Пиросмани


Кроме того, его считают одним из родоначальников такого направления, как примитивизм, появившегося на рубеже позапрошлого и прошлого веков и, кажется, с тех пор бессмертного. Почему я думаю, что этот жанр никогда не умрет? Да потому, что это самый искренний жанр, именно в нем любой художник способен проявить свою детскость, непосредственность и честность. Как ни странно, для того, чтобы работать в жанре примитивизм, совсем необязательно уметь профессионально рисовать – однако именно в примитивизме, по большей части, замешана кисть профессионалов, прошедших долгую муштру академического рисунка. Почему так? Наверное, потому же, почему часто большие боссы и прочие звезды к середине жизни облачаются в холщевые костюмы и уезжают куда-нибудь в Гоа или Шри Ланку спать на татами и питаться хлебом и водой. Это закон маятника, который воленс-ноленс должен рано или поздно качнуться в другую сторону. Однако и тут тоже Пиросмани был исключением.

Пиросмани

Нико прожил очень трудную жизнь, в течение которой был нищ и одинок, не находил понимания ни среди коллег, ни среди зрителей. Однако давайте с самого начала.
Родился он в 1862 году в селе Мизраани, вслед за тремя своими старшими братьями, в крестьянской семье. Поскольку он осиротел, еще не научившись говорить (когда ему исполнилось 2, умерли его отец и старший брат, а чуть позже и мать) его взяла к себе жить бывшая работодательница покойного отца, в доме которой он провел лет примерно до 15. Затем осваивал типографское ремесло, работал пастухом, торговал молоком и возил на продажу чистую воду из источников Грузии и северного Кавказа. Однако мечтал-то он все это время о занятиях живописью, и даже для своей молочной лавки нарисовал картины «Белая корова» и «Черная корова», которые использовал в качестве вывесок.

картина Пиросмани

Учился он у странствующих художников, ловил каждое их слово и старался быть максимально причастным к так называемому Умению Рисовать, однако понимания и уважения среди профессионалов не встречал. Об учебе в Академии Художеств не могло быть и речи – Нико почти постоянно нищенствовал, однако, надо отдать ему должное, все время пытался заработать самостоятельно, не сидел сложа руки – например, в 1880х годах в паре со своим коллегой-самоучкой Гиго Зазиашвили он попытался открыть мастерскую декоративной живописи в Тифлисе, куда переехал после своих неудачных торговых экспериментов. Мастерская, по легенде, получила всего один заказ, который не был оплачен.

картина Пиросмани

С 1895 по 1912 годы Нико активно занимался живописью и даже иногда получал заказы на различные вывески. Платили редко и мало, не хватало денег на материалы, еду и жилье. А потом и вовсе в Грузии грянул сухой закон и основной источник дохода Пиросмани – вывески для винных магазинов и мелких ресторанчиков – накрылся.

картина Пиросмани

Репутация у Пиросмани, как и у любого гения, по слухам была тоже так себе. Он слыл человеком не от мира сего, сумасшедшим, нервным, с которым сложно было иметь дело.
Тягу к рисованию Нико испытывал постоянно, и даже будучи гол как сокол, рисовал на чем попало и чем попало – иногда даже на клеенке, сдернутой со стола в трактире, что, кстати, впоследствии создало большие проблемы реставраторам, поскольку сохранность таких работ, выполненных без соблюдения технологии – под большим вопросом. Разумеется, художественные достоинства полотен были оценены многими годами позже момента смерти художника в нищете и безвестности. Последние 6 лет своей жизни – с 1912 по 1918 год — художник ночевал исключительно в тифлисских подвалах, голоде и холоде. На Молоканской улице Тифлиса, в подвале дома номер 29, в начале мая, он, совсем больной, провел несколько дней. Кто-то обнаружил его, отвез в больницу, где через полтора дня, то есть 5 мая 1928 года, художник скончался. Нам неизвестно даже местоположение его могилы.

картина Пиросмани

Были в жизни Пиросмани и относительно светлые, если можно так выразиться, моменты, правда, назвать их удачей можно лишь с большой натяжкой. Например, в 1916 году в мастерской художника Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла персональная выставка работ Пиросмани, имевшая даже успех – после чего он был принят в Общество Грузинских Художников и его картины стали пользоваться относительным спросом – однако, как ни странно, на его материальное положение это не повлияло никак.
Кстати, история о его любви к актрисе Маргарите, на основе которой была написана песня про «миллион алых роз», никак не подтверждена документально, что, впрочем, неудивительно, поскольку при жизни Пиросмани был буквально никем и его биографии и личной жизни не придавалось никакого значения.

картина Пиросмани

Зато, «в лучших традициях», после смерти его работы попали в Третьяковскую Галерею и Музей народов Востока, а также, конечно, Государственный Музей Искусство Грузии в Тбилиси. В 80х годах прошлого века в Мизраани учрежден дом-музей художника.

Пиросмани
Пиросмани

Кто такой Пиросмани лично для меня? Автор прекрасных картин в альбоме моих родителей, который я любил постоянно рассматривать лет с 6. Воплощение духа Грузии, ее воздуха, чистоты, божественного пейжаза, простых, красивых и добрых лиц. Чистый, как боржомская вода, неиспорченный славой и деньгами Гений, который стоил признания, и который получил его – пускай поздно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close