«АвтомОбиль! Маленький паравос!»(с)

Боржоми-Бакуриани

Земля эта имеет много названий и именно по этой причине ее трудно найти в энциклопедиях. Энциклопедии и словари у каждого на полках стоят разные, и в каждом отдельно взятом словаре название великой Земли выглядит по-своему.

Грузия

Скажем, где-то она называется Аджаро-Имеретинским Хребтом, протяженность которого – с берегов Черного моря и до реки Куры, примерно 240 километров. Самая высокая его точка – пик Маписцкаро, высота 2 км. 850 м. Состав ее – мергелистые сланцы, туфы и андезиты, а склоны покрыты в том числе и широколиственными лесами – буком и грабом. Так что можно считать Хребет месторождением не только драгоценной водицы, но и породистой древесины, не говоря уже о полезных ископаемых.
В других источниках Аджаро-Имеретинский Хребет зовется Месхетским, и там, в свою очередь, сказано, что помимо полезных ископаемых и элитных древесных пород имеются субальпийские и альпийские луга – лучшие пастбища и места для «дикого» отдыха в летнее время. Также это – один из хребтов, по которым проходит водораздел между Черным и Каспийским морями.

андезит

Сам город Боржоми – не только курорт, но и определенная геополитическая величина, сердце муниципалитета, вокруг которого расположен еще 41 поселок городского типа. Самые крупные из них – Ахалдаба, Бакуриани, Бакурианский Андезит, Баланта.

А теперь — самое интересное!
Основной достопримечательностью данной местности следом после самого Боржомского Ущелья и курорта Бакуриани считается раритетная по нынешним временам узкоколейная железная дорога Боржоми – Бакуриани, которая была построена аж в 1898 году. Точнее, по данным архивариусов, ее начали строить в этот период, а закончили – в 1901.

паровоз

Построена она была специально для подвоза отдыхающих к минеральным источникам Боржоми и Бакуриани, по ходатайству Боржомского Имения, которое, в свою очередь, инициировал Великий Князь Михаил, тогдашнего владельца местности. Сейчас это – выдающийся памятник технического железнодорожного искусства начала прошлого века. Ширина колеи – всего 900 миллиметров (90 см), а длина – 38 км. Кроме Боржоми и Бакуриани, больше она ничего не соединяет. Поезда едут вдоль долины речки Черной и ряда ее притоков.

паровоз
паровоз

Рельеф, по которому проходит трасса узкоколейки, необычайно сложен. Именно из-за его сложности в 1966 году дорога была электрифицирована на напряжение 1500 В (постоянный ток) и был дан старт для электровозов серии ЧС11, специально построенных именно для колеи Боржоми-Бакуриани. А до этого по ней ходили настоящие паровозы.

Этим паровозам (всем сразу) в Боржоми установлен памятник – маленький паровозик 1914 года выпуска.

паровоз

Несмотря на то, что дорога уже давно вошла в список антикварных раритетов, за ней регулярно осуществляется технадзор, потому что дорога – внимание! – действующая. То есть по ней реально, вот прямо сейчас, поезда ходят. Пассажирские. А грузовые ходили до 1991 года, и прекратили ходить в связи с распадом СССР. Ранее «большой брат» использовал грузовые электровозы для транспортировки по Союзу бакурианского андезита, месторождения которого… впрочем, про это я уже писал.

железная дорога

Нынче основные пассажиры на этой дороге – туристы, для которых достопримечательностью становится не только узкоколейка и поезда, но и само путешествие по горам, вид на которые открывается из вагонов. Местные жители, правда, тоже пользуются, однако в основном уже после окончания и до начала курортного сезона.
Ехать из Боржоми в Бакуриани совсем недолго, всего 2-2,5 часа. Недолго, зато интересно. Почти как на американских горках, там масса резких спусков и подъемов, маршруты удивительно круты:)

железная дорога

А еще в 1969 году на территории пути, по которому проходят рельсы, Георгий Данелия снял один из самых своих известных, добрых и светлых фильмов «Не горюй», и фраза «АвтомОбиль! Маленький паравос!» — она именно оттуда, вы не ошиблись:)

расписание поездов

Но об этом я вам расскажу в другой раз, как, впрочем, и о роли Боржоми в жизни самого Георгия Данелии.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close