Накануне Пасхи.Христианство и Давидо-Гареджийский монастырский комплекс.

Пасха — один из самых радостных христианских праздников, который у большинства людей ассоциируется с крашенными яйцами и пасхальными куличами. У меня еще с раннеутренним походом в церковь, когда улыбчивый и приветливый «батюшка» щедро окропляет святой водой и появляется необыкновенное чувство радости; с первыми шашлыками; с первыми цветущими деревьями….

В честь этого знаменательного праздника я решила отклониться от нашего маршрута по Самхце-Джавахети и побывать в колыбели монашества Грузии — Давидо-Гареджийском пещерном монастыре. Он расположен в 60 км от Тбилиси на границе с Азербайджаном, правда от тех мест, по которым мы путешествуем, расстояние более значительное: примерно 180 км от Вардзии и столько же от Хертвиси.

История монастыря тесно связана с появлением и распространением христианства. Поэтому начну сначала….

В одной из грузинских летописей история появления в Грузии христианства описана примерно так: — Когда Иисус Христос вознесся на небо, Апостолы с Богородицей собрались в Сионской горнице. Решили идти проповедовать Слово Божье по миру и чтоб определить кому куда идти, бросили жребий. Пресвятой Деве Марии досталась в удел Иверия. С тех пор Грузия находится под покровительством Богородицы. Мария уж совсем было собралась, но явился ей Господь Иисус и велел, чтоб Мария осталась, а в Иверию отправился апостол Андрей с изображением Богоматери. Кстати, апостол Андрей и по Руси –матушке побродил, место для града Киева тоже указал он.

Ацкурская икона Пресвятой Богородицы

В городе Ацкури (недалеко от современного Ахалцихе, теперь-то вы понимаете по каким местам мы путешествуем) Апостол Андрей совершил чудо – по его молитве воскрес умерший. Это чудо невиданное потрясло жителей и они приняли Крещение. Икону Андрей оставил жителям, ныне известна как Ацкурская икона Пресвятой Богородицы, она считается чудотворной, с 1952 года хранится в Государственном музее истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.
Еще одним христианским сокровищем на территории Грузии считается место, где захоронен хитон Иисуса Христа. Согласно преданию, свидетелями казни стали выходцы из Иудеи, которые в свое время осели в Грузии. Один из них, потрясенный зрелищем распятия, выкупил у воинов хитон Иисуса Христа и принес его в Грузию. Сестра этого человека, Сидония, прижала святыню к своей груди и тут же умерла. Так как хитон так и не удалось высвободить из ее рук, пришлось похоронить Сидонию вместе со святыней. Сейчас на этом месте стоит храм Светицховели, (находится в Мцхете, пригороде Тбилиси). Этот храм считается одним из главных соборов грузинской Православной церкви.

Светицховели

Из древних рукописей известно, что в Закавказье побывали с проповедями еще четыре Святых Апостола: Симон Кананит (пришел вместе с Андреем Первозванным) Святой Матфий, Святой Варфоломей и Святой Фаддей. Вдумайтесь, 5 из 12 Апостолов являли истину и чудеса учения Христа для грузинского народа!

Крест Святой Нино

Однако официальная история православия в Грузии начинается в 335 году (в некоторых источниках 326 году), когда христианство принимает грузинский царь Мириан III. Крещение Грузии — это едва ли не единственный в истории православия случай, когда обращение в христианскую веру целого народа признается за женщиной — святой Ниной, которая в церковной иерархии имеет титул Равноапостольной. Нина была родом из Каппадокийской страны (сейчас это территория современной Турции). Когда родители Нины перебрались в Иерусалим, ей было 12 лет. Отец Нины Завулон, по прибытию в Иерусалим, простился со своей женой, обнял Нину и удалился за реку Иордан, чтоб вдали от людей стать подвижником Христовым. Мать воспитывала Нину очень строго и благочестиво, и в конце концов Нина оказалась в монастыре. Унав, что Хитон Господень находится в далекой северной стране Иберии, Нина мечтала попасть туда. Однажды Нине приснилась Богородица, которая во сне сделала крест из лозы, и благословила Нину идти проповедовать в Карталинскую страну. Когда Нина проснулась, крест из переплетенной лозы лежал возле нее.
Спустя некоторое время царь Тиридат жестоко расправился с подругой Нины св. Рипсимией, за отказ выйти за него замуж, и приказал расправиться и с ближайшим окружением Рипсимии. Нина была вынуждена покинуть Иерусалим и отправилась в Грузию. Ее праведный образ жизни и способность к исцелению тяжелых болезней вызывали огромное почтение. Но после того, как св. Нина в короткий срок излечила смертельно больную царицу, сначала царица приняла христианство, а затем и царь, после чудесного случая на охоте, уверовал, крестился и пригласил из Римской империи духовенство в страну. Святая Нина прожила 66 лет, 35 из них совершала апостольский подвиг. О своей смерти она была предупреждена свыше и успела завершить свои земные дела. У смертного одра Нины было совершено множество исцелений, а еще Нина рассказала своим ученицам о своем происхождении и о своей жизни, этот рассказ был записан и дошел до наших дней. Согласно завещания святой Нины, ее похоронили в Бодбе (небольшой городок в Кахетии, недалеко от г.Телави) в 335 году (по другим источникам 347 году). На месте захоронения был сооружен храм Святого Георгия, который в 850 году был перестроен в кафедральный собор. В наше время в Бодбе расположен храмовый комплекс, на территории которого есть действующий женский монастырь Святой равноапостольной Нино. Кафедральный собор является основным зданием этого комплекса, стены его украшены фресками IX века и фрагментами картин XII — XVII столетий. Монастырский и епископальный комплекс в Бодбе – это общенациональная грузинская святыня.

После политического объединения Грузии при Вахтанге I возникла необходимость в независимой церкви, и в 487 (467) году, с согласия Византии, царь провозгласил грузинскую церковь автокефальной.

Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-го века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии.

В это время правил царь Парсман VI (541-555 гг.). А тогдашнего Мцхетского патриарха Евлавия предупредил о приходе сирийских отцов Ангел Божий. Когда состоялась встреча, произошло чудо: ангелопослушный Католикос и блаженный Иоанн узнали имена друг друга и свободно объяснялись по-грузински. Преподобный Давид (впоследствие Гареджийский) был одним из этих почтенных сирийских отцов, учеником преподобного Иоанна. Сначала он поселился недалеко от Тбилиси в пещере. Злопыхатели оклеветали Давида – ему приписали соблазнение блудницы. Но случилось чудо, когда прилюдно Давид обратился к плоду беременной блудницы о том, кто отец, все услышали имя одного язычника, а женщина разродилась камнем. На том месте затем была построена церковь Кашвети, в память об этом чуде. С тех пор грузинскими женщинами обращаются к преподобному Давиду с молитвами о чистоте и плодородии. Источник воды, забивший в пещере, стал считаться чудотворным и существует и в наше время.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close