Средневековые граффити.

В Грузии время от времени происходят археологические сенсации. Так в 2008 г. министерство культуры, охраны памятников и спорта организовало телевизионную съемку
на юге страны, в уже полюбившейся нам Самцхе-Джавахети: во время реставрации в Чулевском монастыре найдены уникальные росписи XIV века, которым, по мнению специалистов, нет аналогов. Образ Пресвятой Богородицы, изображения святых и правителей этого края сохранились поразительно , по мнению экспертов не было никаких реставраций, а как-будто только вчера художник закончил работу. Находка оказалась столь высокого уровня, что искусствоведы даже выдвинули гипотезу, что в Самцхе-Джавахети существовала местная школа церковной живописи. По их словам, найденные монастырские росписи могут изменить историю грузинской фресковой живописи.
Так как светская средневековая живопись не сохранилась, изучение монументальных росписей доступно в основном в монастырских храмах, там, где фрески “выжили”вопреки всем испытаниям. Есть легенда о том, как “спаслись” росписи знаменитой Вардзии: в конце XVI века турки, захватившие монастырь устроили костер из обессиленных и больных монахов прямо посреди Успенской церкви. От этого ужасного пламени стены храма покрылись слоем копоти. В дальнейшем в монастыре прятались от холода турки-пастухи, конечно же жгли костры и совсем закоптили росписи, но именно эта копоть и законсервировала до наших дней прекрасные памятники христианской живописи.

фрески

Принятие Грузией христианства сопровождалось созданием и распространением новых образов и композиций. Грузинское изобразительное искусство имеет много общего с искусством «христианского» Востока, но не прерывает связи со своими исконными «дохристианскими» традициями. Самые яркие образцы росписей, демонстрирующие неповторимый грузинский колорит можно увидеть в пещерных храмах Давид-Гареджийской пустыни, монастыря в Бедиа (в Абхазии) и трех крупнейших памятников Тортума (Турция): храмов Ишхани (не позже 966 года), Хахули (не позже первой половины XI века) и Ошки (1036 год). Также перечислю храмы с наиболее известными из выживших образцов настенной

настенные росписи
настенные росписи

росписи: Храмы Атенского Сиона, в Удабно, Земо Крихи, Гелати, Вардзии, Тимотес Убани, Бертубани, Кинцвиси, Убиси и Некреси.

Во времена арабского и турецкого господства монастыри оставались островками, где использовались и оберегались национальные устои жизни, язык, религия.
Эволюция живописи в Грузии происходила по тем же этапам, что и развитие в Византии. Вообще, все что касается декорирования культовых христианских заведений – очень регламентированное искусство, поэтому система росписи грузинских храмов в главных чертах повторяла оформление византийских церквей, большинство иконографических сюжетов заимствовано из византийских источников. Вплоть до XIV века, использовались приемы архаичных стилей: это отсутствие объема в фигурах и деталях, это некоторый примитивизм в композиционных решениях и это замечательно яркая и красочная цветовая гамма – голубые, золотисто-желтые, ярко зеленые, иногда встречаются сиреневые и лиловые тона.

настенные росписи

Роспись, которую можно увидеть в храме Убиси формально завершает этот период – здесь уже

настенные росписи

представлена живопись второй половины 14 века, которая отличается более совершенным уровнем проработки деталей и сюжетов.
Практически в каждом храме можно увидеть сюжет Вознесения Креста, как, например, вот на этой фреске из Вардзии, где Ангелы поднимают медальон с Крестом. Равноконечный Крест символизирует основание замысла Божия о мире и человеке.

настенные росписи

Особенным для Грузинской Церкви, является также сюжет Деисус – это изображение Христа во славе (как правило, сидящий на престоле с правой рукой благославляющей, а в левой – Евангелие) с предстоящими Богородицей и Предтечей (преображенной тварью в ангельском окружении).
На росписях и рельефных скульптурах часто встречаются изображения нехристианского происхождения, например, изображения растений, фигуры сидящих друг против друга крылатых львов и бегущей между ними лани, изображение бычьей головы с крестом между рогами. Все они в христианском прочтении приобрели глубокий духовный смысл. Некоторые из них: павлин – символ воскрешения, олень – символ верующей души.

рельефные скульптуры
настенные росписи
голова быка

Надо сказать, что культурное наследие Грузии являет нам и другие виды изобразительных искусств. Замечательна рельефная скульптура, связанная с архитектурой, но особенно высокой ступени развития достигло златоваяние. Большой художественный интерес представляет эмалевое искусство, а также миниатюры – оформление древних рукописных книг.
Вообщем, в Грузии есть что посмотреть, чем вдохновиться…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close