Важа Пшавела

Не так давно писал я здесь об Ираклии II, помните?

Вот вы вспомнили и наверняка подумали – а какая связь между Ираклием II и поэтами-горцами, да еще и XIX века, кто в курсе? А вот какая. Дело в том, что великий грузинский поэт Важа Пшавела по непроверенным данным корнями уходил в родство как раз к этому знаменитому и благородному монарху-реформатору. Тем парадоксальней будет мой рассказ о нем и тем, хочется верить, интереснее.

Важа Пшавела

Однако начнем… с начала: )

Настоящее имя нашего героя – Лука Павлович Разикашвили, Ваша Пшавела – его литературный псевдоним, взятый примерно в середине 1880х — тогда, когда он, предположительно, пришел в грузинскую литературу.

Важа Пшавела
семья Важа Пшавела

Родился Лука Павлович 14 июля 1861 года в Восточной Грузии, в деревне Чаргали Душетского уезда, в семье священника. Воспитывался среди горцев, пшавов и хевсуров (скорее всего, именно этим вызвано звучание его псевдонима). В десятилетнем возрасте был отдан родителями в духовное училище в Телави. В возрасте 16 лет продолжил учебу в Тбилиси, в гражданском двухклассном училище при местном педагогическом институте. Затем поступил в учительскую семинарию.

портрет юных семинаристов тех времен: связан ли он как-то с семейством Пшавелы, доподлинно неизвестно

Обычно все политические и социальные течения находят самую плодородную для себя почву именно в учебных заведениях. Молодежь легка на подъем и свежа на восприятие. Вот и Лука, то есть будущий Важа Пшавела в семинарии почти сразу же познакомился с Михаилом Кипиани и примкнул к народникам. Однако вскоре оказалось, что личные идеи Луки не очень-то совпадают с идеями народников и пути будущего поэта и политической тусовки разошлись. Важа закончил семинарию и пошел работать учителем в Эрцо.

Однако в Эрцо произошла странная история с доносом, до сих пор толком не выясненная. Из-за того, что некто донес на Пшавелу, тот не смог более работать учителем, однако, не особенно рассиживаясь в грусти по этому поводу, он поехал в Питер, получать еще одно образование – юридическое. Петербургский университет – вообще популярное место среди грузинских революционеров и литераторов – это нам с вами уже хорошо известно по биографиям таких людей, как Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, если помните.

Петербургский университет

Учиться Важу взяли только на вольнослушательство, так как семинаристы не имели право на высшее университетское образование. Какое-то время он действительно «вольно слушал» лекции, затем, окончательно обнищав в большом городе и без всякой поддержки извне, вернулся на родину (1884г.) и тут как раз начал писать.
Так что это еще, знаете ли, большой вопрос, хорошо или плохо уезжать из столицы. Смотря зачем. Возможно, оставшись в Питере, Важа Пшавела не написал бы такого количества литературных текстов, ставших лицом грузинской словесности.

С мольбой, Всевышний Отец мой,
К Тебе взываю смиренно:
Не дай потерять из сердца
Мне дар Твой благословенный!

Ты не дозволь, чтоб напасти
Сердце моё загубили,
Униженных и несчастных
Защитником быть дай силы!

Сделаюсь мягкой травою
Иль безответным ягненком,
Вовек чтоб не стать косою,
А пуще всякого – волком!

(отрывок из поэмы «Моя мобльба»)

Важа Пшавела

Такие произведения, как «Алуда Кетелаури» (1888 г., русский перевод 1939 г.), «Гость и хозяин» (1893, русский перевод 1935 г.), «Отверженный» (1894 г.), «3мееед» (1901 г., русский перевод 1934 г.), «Бахтриони» (1892 г., русский перевод 1943 г.) нынче, кажется, известны каждому грузинскому школьнику (говорю об этом без особой уверенности, так как лично в грузинской школе, увы, не учился: ). Всего он оставил человечеству 36 поэм, около 400 стихотворений, пьес и рассказов, множество этнографических, публицистических и критических статей.

Важа Пшавела, "Поэмы"
Важа Пшавела, "Поэмы"

Тематика его произведений разнообразна: бытовая – жизнь горцев, как личностей, мучающихся выбором между собственными идеалами и потребностями семьи и общества, так и целых народов с героическим славным прошлым, которое Пшавела без устали приводит в пример своим современникам и тем вдохновляет их. Есть у него и философская, и пейзажная лирика…

горец

В общем, литературная репутация Пшавелы обширна – это и певец родной природы, и поэт-этнограф, мастер описаний народного быта, и батальный поэт, и филолог, мастерски оперирующий точнейшей лексикой и в то же время имеющий яркий, богатый язык. Гений своего времени, что сказать. Как поэта его беспокоило сохранение аутентичности во всем: в языке повествования, в точнейшей передаче быта, традиций, и даже чувств его персонажей, которые, по его мнению, сильно зависели от их социального статуса и вообще жизни. Резонно, я бы согласился с этим.

Я видел орла. Бедняга
Был ранен. Шёл, ковыляя,
Не мог взлететь. Над несчастным
Кружила воронья стая.
Он крылья волок, в крови весь,
Под гам злорадного грая.
Эй, трусы! Жаль, не увижу,
Как перья ваши летают!
В недобрый час занесла к вам
Меня судьбина лихая!

(стихотворение «Орел»)

Его обильно переводили на русский, и делали это такие мастера слова, как Николай Заболотский и Борис Пастернак. Его произведения экранизировали: фильм «Мольба», снятый Тенгизом Абуладзе, о котором уже как-то шла речь в этом блоге – ни что иное, как киноверсия текста Пшавелы.

кадр из фильма «Мольба»

Надо отметить, что после возвращения из Петербурга Важа Пшавела пытался устроиться на государственную службу. Однако в этом ему не повезло, и он стал учителем в семье князя Амилахвари. Женился на молодой вдове Екатерине Небиеридзе и прожил с ней до конца своей жизни, пришедшего 27 июня 1915 году от воспаления легких. Смерть его наступила в Тифлисе, куда он незадолго до этого приехал лечиться.

Похоронен Важа Пшавела там же, в Тбилиси, в Пантеоне на горе Мтацминда.

Имя Важи Пшавелы до сих пор передается из уст в уста и именем этим названы многие места в Грузии. Этого человека и при жизни его, и сейчас очень почитают. Несмотря на негромкую свою судьбу, он всегда пользовался колоссальным уважением в горных районах, имел репутацию искреннего и честного защитника собственного народа.

«Жена, послушай, что такое?
Подай скорее мне кинжал!
Творится дело непростое, —
Не враг ли на село напал?
Наш гость, как видно, отпер двери
И, замышляя нам беду,
Под видом дружбы и доверья
Навел разбойничью орду.
Тсс… Подожди… Не в этом дело-
Тут наши люди… Вот беда!
Зачем они остервенело
Кричат и ломятся сюда?
Не я ль причина этой злости?
Ты слышишь хрип? Откуда он?
Жена, они схватили гостя,
Кинжал над гостем занесен!
Как? Презирать законы крона?
Мое достоинство и честь
Топтать, как тряпку? Это ново!
Что происходит с нами здесь?»

(отрывок из поэмы «Гость и Хозяин»)

памятник

А теперь – о том, о чем я хотел сказать вначале этого поста, то есть о родственных связях. В ряде источниках говорится о том, что из уст в уста в роду Разикашвили все время передавалась одна легенда, и наш герой – Важа Пшавела, услышал ее уже от своего отца. В легенде говорилось, что дальний предок Важи, Имеда, был очень близок к вышеупомянутому царю Ираклию, был известным воином, не только храбрым, но и жестоким – говорят, однажды он отрезал правую руку у некоего Пилашвили только за то, что тот дотронулся до платья его жены. У Имеды было несколько сыновей. От одного из них – от Беро, и пошла якобы чуть позже фамилия Разикашвили.

задняя часть скульптурной группы, посвященной Пшавеле

Что до Важи, то ревнивостью и жестокостью своего предка он никак, судя по всему, не отличался. Напротив, сейчас его назвали бы дауншифтером – то есть человеком, который откровенно пренебрегает всяческими социальными бонусами, и вместо работы в правительстве высокопоставленным чиновником идет, допустим, йогу преподавать.

Всю жизнь он писал великие поэмы и при этом скромно служил учителем. Все провалы и неудачи воспринимал стойко, смиренно пред лицом судьбы и со свойственной ему скромностью. Кто знает, возможно, это результат воспитания в религиозной среде, а может – личное качество. В любом случае, мне оно внушает большое уважение. А вам?

памятник Важе Пшавеле

Важа Пшавела: 2 комментария

  1. на 3-ей фото не «горцы» а семья Важа Пшавела, а на 5-ой не Важа.

    1. Благодарим за внимательность! 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close