Давид-Строитель: еще один великий из рода Багратиони

Думаю, что все начатое нужно рано или поздно заканчивать. Это признак хорошего воспитания и наличия совести. Правда, у меня это получается немного медленнее, чем хотелось бы, но все-таки, согласитесь, я обещал рассказать о Багратиони как совершенно уникальной грузинской фамилии, и делаю это.
Сегодня речь пойдет о Давиде-Строителе, еще одном представителе этой фамилии.

политическая карта Грузии на момент правления Давида

Этот царь сменил на престоле Георгия II, о котором я рассказывал чуть раньше, если помните. Сменил его не просто по закону наследования власти, а с нюансами. Которые заключались в первую очередь в том, что если верить историческим источникам, когда 16-летний Давид заменил отца Георгия на троне, тот был еще жив. Правда, назвать его здоровым и полным сил нельзя было. Нашествие турок-сельджуков, с которыми в те времена у Грузии велись почти постоянные военные действия очень сильно подкосило и самого Георгия, и страну Грузию.

Что и говорить, она была в плачевном состоянии: войско, просуществовав немного, развалилось, поскольку феодалы не были заинтересованы в его объединении и вообще существовании, да и вообще, не только в смысле армии, страна была в целом раздроблена и стояла на том пути, который прошло большинство европейских государств в тот или иной период – на пути необходимости воссоединения, собрания в единое целое.

памятник Давиду

Народная пословица гласит: «Темнее всего перед рассветом». В Грузии тогда было темно, и она находилась на пороге рассвета. С одной стороны турки, с другой феодалы – при этом винить Георгия в чем-то у меня и рука не поднимается. Констатирую лишь то, что да, был он, мягко говоря, не в духе. И отрекся от престола в пользу сына. Которому, повторяю, было 16.

Однако 16-летний юноша – это лишь последние 100-150 лет – подросток, которому нельзя ни пить вино, ни выносить самостоятельных ответственных решений. Тогда в Грузии все было совсем по-другому. Это был уже опытный воин, который знает, что делать и готов отвечать за результат. По крайней мере, так можно сказать о Давиде, которого его отец воспитал на совесть. В этом месте нужно снова отвлечься на феодалов, чтобы вы все-таки понимали, что именно они совершенно бесконтрольно вытворяли до прихода Давида-Строителя.

крест царя Давида

Эти люди не признавали царской власти вообще. Часть из них входило в союзы с турками, со своими финансовыми и прочими интересами, часть – водворяла на церковные должности буквально кого хотела. Дело в том, что Патриархом Католикосом в те времена курировалась католическая церковь Грузии (влияние римлян) и существовала Грузинская Православная, которая, под турецким игом, пришла в такой упадок, что ее сложно назвать функционирующей. Феодалы, разумеется, ничего не делали для возрождения православной церкви, их этот вопрос не интересовал. Но и для католицизма было сделано мало хорошего – люди, которые были продвинуты в церковные верхушки, не отличались ни особой нравственностью, ни законопослушанием, ни элементарной совестью. Историки описывают этот момент как период разворовывания церквей, превращения их в храмы торговцев и развратников.

картина Джованни Вепхвадзе «Царь Давид перед битвой»

Вернемся теперь к Строителю, который это имя получил не просто так. Он действительно сделал для Грузии очень многое, и начал собирать страну воедино буквально сразу же после прихода к власти (напомню, что ему было всего 16). Во-первых, ему удалось «прижать к ногтю» самого крупного и непослушного феодала — Клдекарского эристава Липарита Багваши, а также братьев Дзагана и Модиста, тоже «царьков», сильно мешавших централизации и установлению полноценной монархии. После смерти сына Багваши Клдекарское Эриставство было включено в царский домен и таким образом, считай, упразднено.

Надо отметить, что царь Давид был чрезвычайно целеустремленным человеком с настолько сильной волей, что ему сложно было помешать. Он мог, словно Юлий Цезарь, работать одновременно и одинаково эффективно во многих направлениях. Например, он много хорошего сделал в целях распространения грузинского (картвельского, как тогда говорили) языка и грузинской культуры, «продвинув» их в сторону Северного Кавказа. И эти его действия взаимосвязаны с деяниями во имя грузинского православия, ослабленного, повторяю, в те времена чрезвычайно. Он вообще объединил, как в умах своих сограждан, так и фактически, такие понятия, как «грузинская культура» (и язык, конечно), и грузинская Вера (православная).

Давид-Строитель
Иоанн Петрици

Он выгнал из храмов всех тех, кому не стоило там находиться, мошенников, торгашей и людей, пользующихся служебным положением, и поставил на высшие церковные посты своих единомышленников. Одновременно это сопровождалось тем, что турки-сельджуки ослабляли свою хватку, крепость за крепостью постепенно переходила в царские, то есть государственные, руки, границы Грузии расширялись, католицизм терял свое влияние (и крупных церковных деятелей тоже, конечно, терял), у государства прибавлялось казны, которую Давид тратил в том числе и на строительство монастырей, на внедрение в государство науки (например, основал академию в монастыре Гелати и пригласил туда ученых монахов — философа Иоанна Петрици, гимнографа и богослова Арсения Икалтойского и др). Даже в настоящее время Высшей наградой Грузинской Академии Наук является медаль святого царя Давида.

В общем, репутация у Давида была самая хорошая, причем не только в Грузии. Армяне называли его покровителем и спасителем армянского народа, он считался милостивым к пленникам, великодушным царем. Не очень понимаю, как великодушие может сочетаться с Давидовой силой воли и страстью к разрушению прошлого с целью строительства будущего – напротив, с моей точки зрения для таких действий надо обладать некоторой безжалостностью, однако что написано в исторических документах, то написано – «милостив»!

монастырь Гелати: изображения царицы Тамары и Давида-Строителя

Времена правления царя Давида считаются уникальным периодом расцвета страны, ее соборности, развития, просвещения. Да, и вот еще что. Чуть не забыл: Давид перенес столицу Грузии в Тбилиси, освободив его от власти мусульман. До этого столицей Грузии официально был город Кутаиси.

Давид-Строитель

В православии не было тогда обычая канонизировать монархов – это могло коснуться только великомучеников и им подобных. Однако для Давида церковь решила сделать исключение. Давид Строитель с тех пор считается святым Грузинским Царем.

герб династии Багратиони

Как вы уже, наверное, поняли — чтобы рассказать обо всех деяниях Давида и описать все его достоинства, одного поста явно мало. Поэтому давайте-ка дождемся теперь и второй части рассказа о Давиде-Строителе, в которой речь пойдет отдельно о войне с турками. Это довольно объемная и интересная часть грузинской истории. До встречи!

Давид-Строитель: еще один великий из рода Багратиони: 3 комментария

  1. Na fotografii Carica Tamara, s Davidom. a ne Sviataia Nino.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close